Инструменты доступности

Публикации

ПУБЛИКАЦИИ ЦЕНТРА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И КУЛЬТУР

ДОКЛАД ЦПСК № 1 

 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ «НЕСТАБИЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ» СНГ

В наши дни проблематика затронутых вооруженными конфликтами «нестабильных государств» (fragile states) выходит в глобальной повестке дня в сфере содействия международному развитию на передний план. Всего в 2000-е годы Международная сеть по нестабильным и затронутым конфликтами государствам насчитала в мире 47 таких «проблемных» стран с населением около 1,5 млрд. человек. В их числе и ряд бывших советских республик – Азербайджан, Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан. Этим государствам в той или иной степени присущи такие неблагоприятные характеристики постоянного или временного характера, как замедленное или кризисное развитие экономик, повышенная бедность населения, высокая степень незанятости, интенсивные миграционные процессы, обостренные социально-политические и этнические противоречия, дисбаланс в развитии внутристрановых регионов, наличие слабо контролируемых центральной властью конфликтных территорий, повышенная криминогенная ситуация, коррупция в высших эшелонах власти. Эти факторы затрудняют способность властей контролировать целостность государств, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию. Усложнены и процессы политической трансформации, связанные с преодолением конфликтов и нестабильности, обеспечением безопасности развития.

В докладе, подготовленном по итогам круглого стола, состоявшегося на факультете мировой политики 24 апреля 2013 г., рассматриваются теоретические подходы к проблематике нестабильных государств и специфические черты нестабильности на постсоветском пространстве, даются рекомендации по содействию преодолению нестабильности.

 Полностью текст см. здесь

ДОКЛАД ЦПСК № 2

ЭКОНОМИКА, ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ТРЕУГОЛЬНИК КРИЗИСА

Несмотря на то, что ни сегодня, ни в ближайшем будущем представляется почти невозможным оценить весь масштаб последствий финансово-экономического кризиса, охватившего Европу в  2008 г., тем не менее, уже сейчас можно попытаться зафиксировать некоторые тенденции, рассмотреть контуры того пути, по которому движутся страны и институты ЕС в это непростое время. У каждой из стран своя история борьбы с кризисом и своя точка зрения на происходящее. В докладе речь идет об особенностях положения и реакции на кризис нескольких ведущих актеров в спектакле под названием «ЕС перед лицом кризиса»: это и ключевой финансовый институт еврозоны – ЕЦБ; и страна с самой мощной в Европе экономикой – Германия; и государства, сильнее всего пострадавшие от долгового кризиса – Италия, Испания, Греция и Португалия; и две страны, не входящие в зону евро, но обладающие большим весом в европейских делах – Великобритания и Швеция. В тексте настоящего доклада читатель найдет противоречивые оценки одних и тех же событий, но сглаживать эти острые углы не входило в задачи авторов: напротив, авторский коллектив задавался целью показать всю сложность взаимоотношений внутри ЕС, раскрыть ее не только через сухие цифры статистики, но и через борьбу страстей вокруг споров о том, какой быть завтрашней, посткризисной Европе. 

Полностью текст см. здесь

ВАСИЛИЙ КУЗНЕЦОВ

ПОЭТИКА ПОЛИТИКИ: ТУНИССКИЙ ВАРИАНТ      

Москва, Институт востоковедения РАН, 2013

Бродский как-то заметил, что эстетический выбор, совершаемый человеком, предшествует его этическому выбору. Добавим – тем более политическому. Добавим еще – не только предшествует, но во многом и предопределяет.

Эта статья посвящена проблеме взаимосвязи эстетического (поэтике мировосприятия) и политического (выбора стратегии социального и политического действия).

Некоторые соображения общетеоретического характера будут в ней рассмотрены на конкретном тунисском материале с небольшими лирическими отступлениями и примерами (выделены курсивом), дополнениями (в сносках) и картинками.

Для упрощения изложения текст структурирован тезисно.

Полностью текст см. здесь.

ФМП