Авторами коллективной монографии, подготовленной Германским институтом развития (DIE), стали ведущие эксперты в области девелопменталистики и безопасности из разных стран. Центральной проблемой книги стала связка «безопасность-развития» в ее разных ипостасях – теоретической и практической. В книге обсуждаются общие проблемы, связанные с толкованием взаимодействия этих двух категорий, и предпринимается попытка дать определение концепту. Авторы отслеживают изменение концепта, анализируют факторы, обусловившие эти изменения, и пытаются оценить его практическую значимость. Большое внимание авторский коллектив уделяет вопросам приложения «связки» к конкретным секторам оказания помощи развитию и отдельным географическим регионам. В фокусе исследования находится вопрос о содействии развитию постконфликтных государств, в частности, авторы монографии пытаются разобраться в проблеме соотношения военных и гражданских факторов, действующих лиц и институтов в процессах урегулирования конфликтов и миростроительства в нестабильных государствах.
Д. Чэндлер предлагает рассматривать концепт связки «безопасность-развитие» как ярчайший пример феномена так называемой анти-внешней политики. По мнению ученого, «связка» скрывает под собой не согласованный комплекс политических мер и программ, как это утверждают официальные документы международных организаций по оказанию помощи и стран-доноров, а скорее набор громких политических деклараций, призванный замаскировать отсутствие продуманной политической стратегии.
Авторы книги доказывают, что концепт связки «безопасность-развитие» отнюдь не является теоретическим новшеством начала ХХ века. Сентябрьские события 2001 в. лишь создали условия для его стремительного «возвращения» как в теоретический дискурс девелопменталистики, так и в практическую политику. Исследователи подчеркивают, что на протяжении колониальной эры, а также во время «холодной войны» связка «безопасность-развитие» была важнейшим компонентом политики колониальных и пост-колониальных режимов. Различные «интерфейсы» «связки» в ее современном толковании, в том числе ее применение в контексте миростроительства и государственного строительства, проблемы прав человека, гендерных прав и т.д., рассматриваются на примерах южноафриканских стран.
Авторы обращают внимание на изначальную крайнюю расплывчатость и неопределенность концепта «связки», в основе которого лежат две, сами по себе неоднозначные и недоизученные, концепции «безопасности» и «развития». В книге проводится мысль, что на практике концепт связки «безопасность-развитие» в настоящий момент может скрывать под собой самые разнообразные по форме и целям политические, экономические и социальные проекты, реализуемые как государственными, так и негосударственными акторами. Это в свою очередь ведет к постоянно увеличивающемуся разрыву между громкими официальными декларациями и программами стран-доноров и международных организаций, с одной стороны, и реальными результатами и последствиями их имплементации в развивающихся странах — с другой.
М. Даффилд рассматривает феномен связки «безопасность-развитие» через призму концепции биополитики как особую дискурсивную практику международных организаций, государственных и негосударственных акторов, занимающихся оказанием помощи, миротворческими и гуманитарными операциями, которая определяет содержание и задает направление развитию отношений между странами глобального Севера и глобального Юга. С точки зрения М. Даффилда, связка «безопасность — развитие» является наиболее ярким проявлением целенаправленного стремления ведущих мировых держав поставить под мелочный патерналистский контроль все политические, социальные и демографические процессы в развивающихся странах, не столько стимулируя их социально-экономическое развитие, сколько закрепляя их полузависимое и подчиненное положение.
Данная статья известного шведского исследователя Б. Хеттне представляет одну из наиболее последовательных попыток исторической реконструкции «связки». Б. Хеттне прослеживает эволюцию концепта «связки» — как он осмыслялся, трактовался и реализовывался на практике в политике европейских держав с периода Раннего Нового времени до наших дней — и обозначает несколько возможных сценариев его развития в будущем.
М. Штерн и И. Ойендаль предлагают взглянуть на проблему концептуального анализа «связки» через призму дискурсивного подхода. Авторы выделяют в дискурсах безопасности и развития по шесть наиболее крупных толкований (нарративов, сюжетов, подходов), каждый их которых представляет собой набор ответов на вопросы о том, что такое безопасность и развитие, кто или что является их референтным объектом, как их достичь, что должно считаться показателем их достижения и т.д. По мнению авторов, на практике «связка» может быть образована как параллельными сочетаниями нарративов безопасности и развития, так и перекрестными. Таким образом, если выделять по шесть нарративов в дискурсах безопасности и развитии, то общее число возможных «связок» достигает тридцати шести (!).
В фокусе исследования находятся проблемы гражданских конфликтов и постконфликтного строительства. В качестве авторов отдельных глав книги выступают специалисты-экономисты и политологи, в том числе работавшие экспертами в ООН. Большое внимание в книге уделено соотношению теоретических изысканий в области проблем безопасности и развития и их практического применения. Один из главных выводов авторов заключается в необходимости выработки нового более интегрированного подхода к проблемам миростроительства в постконфликтных странах, который позволил бы постепенно восстановить доверие их граждан к правительственным и общественным институтам.
Авторы конкретизируют связку, представляя ее в виде триады «миграция-развитие-безопасность». Отмечая, что эта проблема - как в теоретическом, так и в эмпирическом плане - существует давно, качественно новый импульс научному и практическому дискурсу был задан глобализацией и ускорением темпов передвижения людских, финансовых, товарных и пр. потоков в конце ХХ – начале ХХI веков. Проблема названного «тройного» нексуса помещается в формат концепции «человеческой безопасности». Большое внимание авторы уделяют проблеме надлежащего управления. Структурно книга состоит из 22 эссе, охватывающих все виды и уровни миграции - от семейного до глобального.
Канадский исследователь Ш. Салиба-Кутюр развивает идею «картирования» «связки». Он подчеркивает, что амбивалентность «метасвязки» между безопасностью и развитием позволяет «конструировать» многочисленные «субсвязки» для различных проблем, рассматриваемых в качестве составных частей исходных концептов. Ш. Салиба-Кутюр выделяет шесть таких «субсвязок». При этом исследователь признает, что, с одной стороны, предложенный им список интерпретаций нельзя считать исчерпывающим, а с другой — эти трактовки не являются взаимоисключающими. Главная особенность его подхода состоит в том, что, рассматривая «связку» как социально конструируемый объект, он ставит цель понять, как и почему те или иные соотнесения понятий «безопасность» и «развитие» были актуализированы учеными, политиками и практиками.
Исследование посвящено проблеме взаимодействия двух концептов – безопасность и содействие развитию. Отдельный интерес представляет методология исследования. В вводной части работы дается обзор посвященной «нексусу» литературы и освещается процесс формирования этого понятия. Книга построена в жанре диалога между специалистами в области двух исследовательских полей современной международно-политической науки – безопасности и развития. Авторы выбрали семь традиционных для девелопмента, но не совсем «типичных» для анализа его «смычки» с безопасностью сфер, - официальную помощь развитию, гуманитарную помощь, управление, здравоохранение, бедность, торговлю/ресурсы и демографию, - и предложили отобранным ими «парам» экспертов высказаться по заданной проблеме. Параллельно была реализована еще одна важная задумка – собрать на одной площадке ученых-теоретиков, знакомых не понаслышке с работой «в поле» практиков, а также экспертов «мозговых центров», работающих на стыке теории и практики. Книга охватывает как теоретические, так и практические аспекты проблемы.
В специальном выпуске периодического издания «Диалога о развитии» (Development Dialogue) ведущие специалисты в области девелопменталистики и безопасности пытаются критически осмыслить современное толкование связки «безопасность-развитие». Заголовок и состоящая из трех частей структура исследования отражают главный замысел коллектива авторов – показать эволюцию теоретического и практического понимания проблемы взаимодействия двух концептов – безопасности и развития. Согласно рассуждениям авторов, в последние годы в осмыслении этих понятий произошел значительный парадигмальный сдвиг, который сначала проявился в постепенной трансформации давно известной и хорошо понятной всем взаимозависимости категорий «развитие» и «безопасность» в отдельный концептуальный «нексус», а затем обернулся заменой этих понятий на институционализацию вмешательства и навязчивое «управление катастрофами». С точки зрения авторов, углубляющийся процесс «институционализации секьюритизации» имеет целью оправдать и легитимизировать реализуемую Западом радикальную интервенционистскую повестку.
В коллективную монографию, подготовленную группой шведских и британских ученых, вошли главы, рассматривающие различные аспекты связки «безопасность-развитие» – как целостный теоретический концепт, так и возможные области его приложения. В отдельном фокусе внимания авторов находится проблема «связки» в теории и практике урегулирования конфликтов и процессов миростроительства. Рассуждения авторов подкрепляются рассмотрением конкретных case studies в различных географических регионах мира – Азии, Африке, Европе. Эксперты указывают, что у стран-партнеров программ по содействию международному развитию нет единого мнения в отношении стратегий помощи в этой сфере. Зачастую краткосрочные интересы безопасности сран-доноров идут вразрез с долгосрочными интересами развития стран-реципиентов. Авторы монографии обращают внимание на трудности процесса теоретической концептуализации «связки». Они указывают, что после сентябрьских событий 2001 г. концепт легко проник в сферу практической политики – как на национальном, так и на глобальном уровне, результатом чего стала т.н. «секьюритизация развития». Однако теоретики – как девелопменталисты, так и специалисты, работающие в области безопасности, до сих пор настроены по отношению к нему более скептически.
В учебном пособии под редакцией видного британского ученого П. Джэксона предпринимается попытка систематизировать и проанализировать современные подходы к изучению проблематики безопасности и развития в международных отношениях. В этой книге под одной обложкой оказались собраны работы ведущих ученых-теоретиков, занимающихся проблемами безопасности, содействия развитию, оказания помощи нестабильным государствам глобального Юга, а также специалистов-практиков, принимавших непосредственное участие в миротворческих и гуманитарных операциях, консультировавших проведение структурных реформ в постконфликтных государствах. Несмотря на разнообразие сюжетов и широкий географический охват, все главы пронизывает один общий лейтмотив: становящийся всё более очевидным разрыв между теорией и практикой либеральных программ помощи развития, между их завышенными нормативными целями и ожиданиями и далеко неоднозначными результатами, между декларируемым стремлением к учету местной специфики и её игнорированием в действительности.
Связка «безопасность-развитие» представлена авторами книги через концепцию Security Sector Reform (реформа сектора безопасности - SSR). Постконфликтные или «поставторитарные» государства, находящиеся в переходном периоде не могут выполнять ключевые задачи своего развития – защиту населения и правительства по причине слабости и неэффективности служб, обеспечивающих сектор безопасности. Сегодня в распоряжении стран и организаций-доноров имеются два подхода к выработке стратегий помощи в этой области. Концепция, которой придерживаются ООН и Комитет содействия развития Организации экономического сотрудничества и развития (DAC OECD), базируется на расширительном толковании понятия «безопасность». По мнению авторов книги, США в этой области отстали и до сих пор придерживаются нацеленного на краткосрочные результаты более узкого и более дорогостоящего «профессионального» подхода, реализация которого сводится к поставкам вооружения, снабжению различного рода амуницией и обучающими тренингами. Исследователи обосновывают необходимость выработки новой американской стратегии реформирования систем безопасности нестабильных государств, в первую очередь, нацеленной на реформирование институциональных основ этой сферы, что позволит решать задачу миростроительства на долгосрочную перспективу. Идеальным авторы считают совмещение двух подходов. В то же время они отмечают, что осуществить это будет крайне сложно, поскольку потребуется высокая степень координации усилий и институциональных механизмов, отсутствующих в США.
В своем исследовании автор обращается к проблеме давнего дискурса о порочном круге взаимовлияния и взаимозависимости проблем безопасности и бедности в нестабильных государствах. В фокусе исследования находится политика Европейского Союза. Автор концентрирует внимание на том факте, что, несмотря на многочисленные декларации ЕС интегрировать концепт «безопасность-развитие» в свою политику в отношении нестабильных стран, в реальности дела расходятся с обещаниями. На основании анализа юридических основ внешней политики Европейского Союза автор показывает, что легкость, с которой европейцы берут на себя подобные словесные обязательства, свидетельствует о намеренном упрощении толкования нексуса. Отсутствие единой комплексной стратегии в этом внешнеполитическом секторе Евросоюза ведет к тому, что в его конкретной политике присутствует слишком большой элемент импровизации и непостоянства. Авторы говорят о необходимости приспособления юридической базы объединения для осуществления инициатив в области содействия развитию стран, чья нестабильность создает угрозу безопасности.
Книга представляет собой пример мультидисциплинарного подхода к проблемам развития нестабильных государств. Автор обращается к изучению глубинных причин конфликтов и угроз безопасности, а также к ключевому для девелопменталистики вопросу об эффективности программ помощи постконфликтным государствам. Исследование обращается к концепту связки «безопасность развитие» посредством изучения эволюции и перспектив т.н. сектора реформ безопасности (Security Sector Reform - SSR) в контексте более широкого дискурса по проблемам проекта «либерального мира» (liberal peace project). Автор подчеркивает, что появление концепта секьюритизации развития в конце 1990-х годов означало сдвиг парадигмы помощи безопасности с реалистических, «режимоцентричных» и узкопрофессиональных (обучение и снабжение военным оборудованием и амуницией) подходов «холодной войны» к новой глобальной либеральной и человеко-центричной модели. Однако слишком быстрая трансформация концепта обусловила довольно скудный эффект на практике. Автор анализируют донорские программы помощи в секторе безопасности и оценивает их эффективность и влияние на процессы миростроительства и государственного строительства в постконфликтных странах.
Автор обращает внимание на проблемы концептуализации связки «безопасность-развитие» и непростое взаимодействие двух ее компонентов. Отмечая, что сам концепт нексуса не молод и имеет довольно солидную историю, исследователь указывает, что сегодняшнее его толкование качественно отличается от трактовки прошлых лет. В частности, разница проявляется в том, что нексус получил определенную степень институанализации. Например, Великобритания, США, Нидерланды и Канада имеют внутриминистерские комитеты и механизмы финансирования «связки». Отмечая, что с начала 2000х гг. связка «безопасность-развитие» стала руководством к действию для внешнего вмешательства в дела нестабильных государств для их пост-конфликтного восстановления, автор указывает, что результаты его реализации на практике до сих пор не оправдывают ожиданий. В качестве одной из причин неудач указывается то обстоятельство, что отдельные проблемы нестабильных государств до сих пор не интегрированы в стратегии помощи. Одной из таких проблем является организованная преступность. На примере двух государств – Сьерра-Леоне и Боснии – автор пытается раскрыть возможности приложения «связки» в ее более расширительном толковании.