Круглый стол "Дилеммы укрепления государственности на Ближнем Востоке и в Северной Африке до "Арабского пробуждения"

Круглый стол, озаглавленный "Дилеммы укрепления государственности на Ближнем Востоке и в Северной Африке до "Арабского пробуждения", открыл руководитель проекта, директор ЦПБР, к.и.н. В.И.Бартеневобозначивший важность междисциплинарного подхода к проблемам государственного строительства и интеграции усилий специалистов по СМР и отдельных регионам и странам. В своем докладе он выделил основные дилеммы укрепления государственности в странах Арабского Востока глазами девелопменталистов в 1990-2000-х гг.

Завершая концептуально-теоретическую часть круглого стола к.и.н., директор ЦАИИ ИВ РАН В.А. Кузнецов сделал акцент на проблемах укрепления государственности на Ближнем Востоке и Северной Африки в свете теории социальных порядков Д.Норта. Динамика политического развития арабских государств, с точки зрения автора, может быть проанализирована как динамика развития Порядков ограниченного доступа (ПОД). В таком случае поддержка институтов ПОД должна осуществляться по-разному на каждом из этапов их трансформации. Автор выделяет несколько типов ПОД в странах региона и предлагает нюансированный подход к их укреплению.

Вторую часть круглого стола, посвященную анализу подходов “традиционных” и “нетрадиционных” доноров, открыла Л.Д. Оганисян, преподаватель факультета мировой политики МГУ, представившая подходы ЕС и США к содействию демократизации в арабских странах до Арабского пробуждения. Эксперт пришла к выводу, что, несмотря на то, что США и Европа считали, что необходимо содействовать демократизации авторитарных режимов, они продолжали сотрудничать с дружественными авторитарными правителями арабских стран, которые были гарантами стабильности и не препятствовали продвижению их интересов в регионе. В политике США и ЕС проявлялись различия в выборе методов продвижения демократии и способов осуществления программ помощи, в частности подходов «сверху-вниз» или «снизу-вверх».    

Младший научный сотрудник ЦПБР А.И. Алиева выступила с докладом, в котором рассказала о роли Турецкой Республики в укреплении государственности и постконфликтного восстановления на Ближнем Востоке накануне «Арабского пробуждения». Эксперт поделилась опытом Турции в содействии развитию Палестинских территорий, где в 2000-х годах реализовывались проекты и программы по оказанию технической и экономической помощи, а также по укреплению институтов безопасности. Докладчиком было упомянуто о девелопменталистской активности Турции и в Ираке после 2003 г. Одним из ее приоритетных направлений деятельности в соседней стране стало содействие экономическому развитию. Рассмотренные кейсы указывали на те проблемы, с которыми пришлось столкнуться Турции в регионе при ее усилиях содействовать международному развитию, когда в 2000-е годы сотрудничества со странами Ближнего Востока только набирало обороты. Выводом стало то, что для Турецкой Республики проблемы укрепления государственных институтов и восстановление постконфликтных обществ коррелировались с вопросами национальной и региональной безопасности, а также степенью политической зрелости самого турецкого государства.

Завершил второй раунд дискуссии сотрудник к.и.н., старший преподаватель кафедры новой и новейшей истории Института истории и политики МПГУ, сотрудник ЦАИИ ИВ РАН А.С. Дербенев. В своем исследовании он сконцентрировался на подходах Королевства Саудовской Аравии и Катара к предоставлению помощи зарубежным государствам. По мнению эксперта, в начале XXI века в Эр-Рияде и Дохе осознали, что процесс предоставления помощи неизбежен. КСА и Катар активно вовлекаются в потоки финансовой помощи, которая предоставляется развивающимся государствам мировым сообществом, в основном через МБРР, специализированные организации ООН, фонд ОПЕК и другие региональные фонды.

Третью и заключительную часть круглого стола, которая была посвящена анализу отдельных кейсов, открыла к.и.н., научный сотрудник ЦПБР ФМП МГУ, научный сотрудник отдела изучения Израиля и еврейских общин ИВ РАН Л.Р. Хлебниковапредставившая доклад, посвященный американской поддержке строительства государственности на палестинских территориях. Предоставление помощи палестинцам – это ключевая часть обязательства США как модератора в палестино-израильских переговорах с конечной целью достижения мира в регионе. Заинтересованность Вашингтона в подталкивании палестинского руководства на демократический путь развития усилилась при администрации Джорджа Буша-мл., который активно проводил политику демократизации региона. На фоне стагнации реализации «Дорожной карты» (2003 г.) и израильских односторонних шагов (план одностороннего размежевания), США стали активно оказывать помощь Палестинской национальной администрации не только в экономической, но и в военной сфере. Основная задача для США на палестинских территориях была в тренировке, реформировании и снаряжении военных сил ПНА. Поворотным моментом стало то, что на проведенных демократическим путем выборах, которые соответствовали американскому плану демократизации региона, выигравшая партия, ХАМАС, состояла в списке террористических организаций и стран, которым Буш-младший объявил глобальную войну. На фоне раскола палестинских сил, США интенсифицировали поддержку ФАТХ на Западном берегу р. Иордан. Эксперт заключила, что, в конечно счете, задачи США по демократизации палестинцев отошли на второй план, а попытки укрепления палестинской государственности остались.

Сотрудник ЦПБР, аспирант кафедры международных организаций и мировых политических процессов ФМП МГУ А.И. Соломатин выступил с оценкой деятельности Всемирного Банка на палестинских территориях до «Арабского пробуждения». В период с начала работы Всемирного банка на палестинских территориях в 1993 г. до 2011 г. построение государственных институтов на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа было важным направлением деятельности организации в указанном регионе. В тесной координации с палестинскими властями реализовывались достаточно крупные проекты, результативность которых, правда, была неоднозначной. Всемирный банк часто сталкивался с существенными препятствиями, негативно влиявшими на возможности оказания заметного эффекта на положение дел на палестинских территориях. По итогам деятельности в 1990-2000-е гг. руководство Банка пришло к выводу, что для появления окна новых возможностей и решения экономических вопросов и оказания действительно эффективного содействия развитию палестинцам, требовалось, прежде всего, политическое урегулирование сложившейся на палестинских территориях ситуации (мирное урегулирование палестино-израильских противоречий и конфликта между ФАТХ и ХАМАС).

Научный сотрудник факультета мировой политики, с.н.с. Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН, Ф.О. Трунов рассмотрел участие ФРГ в реформе сектора безопасности Ливана, в первую очередь, создании дееспособных ливанских военно-морских сил (особенно прибрежной охраны). В этой связи была показана важность Ливана как составляющей географического барьера на пути проникновения в страны ЕС и НАТО нелегальных мигрантов и террористов из нестабильных государств Ближнего Востока. В ходе доклада была также раскрыта направленность предоставления ОПР, её основные статьи распределения. Автор отметил взаимосвязь для ФРГ связанности "ливанской проблемы" и "палестинского вопроса", без урегулирования которых Германия не видит возможностей по комплексной стабилизации обстановки на Ближнем Востоке. 

Лаборант-исследователь ЦАИИ ИВ РАН, преподаватель ФМП МГУ О.О. Булаев закрыл круглый стол докладом об анализе ливийской ситуации.